Циклы лекций по русской и восточной литературе
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В. Гюго
Бесплатно для участников проекта "Московское долголетие"
Курс занятий по русской литературе разработан специально для участников Проекта Мэра Москвы «Московское долголетие»
Автор курса Мокрова Елена Геннадьевна
Филолог, журналист, преподаватель Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), Москва.
Литература, литературное мастерство и иное литературное творчество.
Опыт преподавания (РУДН, ВШЭ) и личного консалтинга с 2001 года.
С 2020 года - дистанционно. Читаю лекции по русской литературе.
Обучаю основам и секретам литературного творчества и редактирования в жанрах документальной, художественной прозы, нон-фикшн; драматургии, сценариев документальных и художественных фильмов, мероприятий, литературных постановок; все виды тестов для СМИ.
Особая специализация в обучении – мемуаристика – судьба человека, судьба Отечества, история от первого лица. С 2020 года в этом жанре 56 моих учеников написали летопись своей семьи, личную историю.
Литература, литературное мастерство и иное литературное творчество.
Опыт преподавания (РУДН, ВШЭ) и личного консалтинга с 2001 года.
С 2020 года - дистанционно. Читаю лекции по русской литературе.
Обучаю основам и секретам литературного творчества и редактирования в жанрах документальной, художественной прозы, нон-фикшн; драматургии, сценариев документальных и художественных фильмов, мероприятий, литературных постановок; все виды тестов для СМИ.
Особая специализация в обучении – мемуаристика – судьба человека, судьба Отечества, история от первого лица. С 2020 года в этом жанре 56 моих учеников написали летопись своей семьи, личную историю.
Для многих людей русская классика – это скука школьных «анализов произведений», сочинения из серии «Образ Татьяны в «Евгении Онегине» или «Тема любви в лирике Пушкина» и прочее. «Мы это проходили» - сидит у нас в головах. На самом деле мы действительно прошли, а то и пробежали мимо шедевров русской литературы.
Весь мир читает Толстого и Достоевского, пытаясь понять загадочную русскую душу. Мы привыкли этим гордиться. За что русскую литературу ценят во всем мире? Понять это можно, перечитывая классику.
Мы перечитаем некоторые произведения, ставшие классикой русской литературы. Мы увидим то, что было скрыто от нас, ведь теперь мы можем оценивать переживания героев через призму собственного опыта, с высоты прожитых лет.
Перечитывая знакомые книги, нас ждут великие открытия. Мы узнаем, что классическая литература захватывает. Русская литература современна и актуальна, как новостной выпуск. Она нам поможет понять, кто мы, откуда наши корни, что происходит с нами сегодня. Она откроет нам тайны загадочной русской души.
Мы перечитаем Пушкина, Толстого и Достоевского и увидим, что они писали о нас. Мы заново откроем книги советских писателей Шолохова, Пастернака, Булгакова и поймем, что писатели 20-го века стали достойными продолжателями великой русской литературы. В программу включены произведения более 50 авторов, а также несколько произведений древней русской литературы и фольклора – квинтэссенция национальной философии и народной мудрости. Все выбранные произведения имеют непреходящую ценность, и все они помогают найти ответ на главный вопрос человечества – как жить человеку на Земле.
Весь мир читает Толстого и Достоевского, пытаясь понять загадочную русскую душу. Мы привыкли этим гордиться. За что русскую литературу ценят во всем мире? Понять это можно, перечитывая классику.
Мы перечитаем некоторые произведения, ставшие классикой русской литературы. Мы увидим то, что было скрыто от нас, ведь теперь мы можем оценивать переживания героев через призму собственного опыта, с высоты прожитых лет.
Перечитывая знакомые книги, нас ждут великие открытия. Мы узнаем, что классическая литература захватывает. Русская литература современна и актуальна, как новостной выпуск. Она нам поможет понять, кто мы, откуда наши корни, что происходит с нами сегодня. Она откроет нам тайны загадочной русской души.
Мы перечитаем Пушкина, Толстого и Достоевского и увидим, что они писали о нас. Мы заново откроем книги советских писателей Шолохова, Пастернака, Булгакова и поймем, что писатели 20-го века стали достойными продолжателями великой русской литературы. В программу включены произведения более 50 авторов, а также несколько произведений древней русской литературы и фольклора – квинтэссенция национальной философии и народной мудрости. Все выбранные произведения имеют непреходящую ценность, и все они помогают найти ответ на главный вопрос человечества – как жить человеку на Земле.
ЧИТАЕМ И ПЕРЕЧИТЫВАЕМ КЛАССИКУ
Тайна загадочной русской души в литературе
Устное народное творчество
- Сказки
- Фольклор. Сборник Киреевского. Пословицы, поговорки, прибаутки, побасенки, анекдоты
- Древние летописи. Слово о полку Игореве
- Переписка Ивана Грозного с Курбским
Литература 19 века
- Пушкин А.С. Проза и Евгений Онегин
- Лермонтов М.Ю., Герой нашего времени
- Гоголь Н.В. Рассказы и «Мертвые души»
- Толстой Л.Н. Война и мир
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Идиот, Бесы, притчи из романов
Литература 20 век
- Чехов А.П. Рассказы
- Шмелев И.С.
- Андреев Л.А. – Иуда Искариот
- Бабель И.Э. – Конармия. Одесские рассказы
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Собачье сердце, Бег, Белая гвардия
- Поэты Серебряного века Анна Ахматова, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Андрей Белый
- Маяковский В.В.
- Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго». Стихи
- Толстой А.К. Хождение по мукам. Дневник Вырубовой. Петр Первый.
- Олеша Ю.К. Зависть
- Катаев В.П. Алмазный мой венец. Серебряный колодец
- Паустовский К.Г. Золотая роза
- Вампилов А.В. – Утиная охота
- Быков Василь - Сотников
- Васильев Б.Л. Офицеры. А зори здесь тихие
- Высоцкий В.С.
- Окуджава Б.Ш.
- Трифонов Ю.В. Дом на набережной. Рассказы
- Шолохов М. А. Тихий Дон, Поднятая целина
- Шукшин В.М.
- Стругацкий Б.Н., Стругацкий А.Н. Трудно быть богом
- Орлов В.В. Альтист Данилов
- Поэты шестидесятники (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский)
- Книги о войне – К.Симонов, Гранин Д. А., Ю.Бондарев, В. Гроссман, В. Богомолов, поэзия
- Эмигранты. Проза. Аксенов В.П., Войнович В.Н.,
- Эмигранты. Поэзия. Бродский И.А., Коржавин Н.М., Галич А.А., Вертинский А.Н.
- Солженицын А.И. В круге первом
Японская литература раннеисторического периода Кофун, первый подпериод эпохи Ямато IV–VI вв.
Период Кофун в истории страны Ямато известен развитием дописьменной культуры. Несмотря на отсутствие столь важного культурного инструмента как письменность, в этот период времени происходит формирование фольклорной традиции страны. Вы познакомитесь с различными жанрами, к числу которых относятся мифы, легенды, сказания храмов и святилищ, хроники и локальная топонимика. Помимо этого, вы узнаете о бытности великих правителей на примере 15-й правительницы Японии – императрицы Дзингу, покорившей Силлу в ходе Корейского похода 346 года.
Японская классическая дофеодальная и раннефеодальная литература IX–XII вв., Хэйанский период
Хэйанский период – период социальной раздробленности. В этот временной отрезок происходит формирование «аристократической культуры», отличительными особенностями которой является сознательная анонимизация, замкнутость и самовоспроизводимость. Несмотря на закрытость элитарной группы творцов и последующей культурной стагнации, ряд исключительных мастеров слова смогли преодолеть социокультурные барьеры, выведя своё искусство на новый уровень. К числу наиболее значимых работ данного периода относятся: сборник дневниковых записей «Записки у изголовья», написанный придворной дамой Сэй-Сёнагон, роман-моногатари Мурасаки Сикибу «Повесть о Гэндзи». Помимо этого, слушатели лекции смогут познакомиться с формирующейся в означенный период времени старания бродячих монахов общенациональной культурой, обнаружив её различия с «аристократической»
Японская литература эпохи Муромати XIV–XVI вв.
Период Муромати, унаследовав бремя междоусобных распрей от «предшественника», характеризуется временем феодальной раздробленности. Военизированные силы крупных феодалов, заручаясь поддержкой своих вассалов, предпринимали попытки занять верховное место в государственной иерархии преимущественно насильственными методами. Несмотря на сложившуюся в стране непростую ситуацию, на это неспокойное время приходится процесс формирования одного из известнейшего в современном мире видов драматического театра – Но. Вместе с этим, учитывая общий интерес к зрелищности действий на театральных площадках, начинал набирать популярность неразрывно связанный с театром драматический жанр ёкёку. Тематика литературных произведений данного жанра была наиболее подвержена влиянию стремительно изменяющихся сред в регионе, что позволяет говорить о реакционном характере произведений. На примере ряда драм ёкёку вы сможете проследить за тематическим развитием и положение жанра и самой театральной формы
Японская литература нового времени периода Мэйдзи, вторая половина XVIII.
С наступлением периода Мэйдзи в Японской культуре начинаются значительные преобразования. «Открыв» страну для остального мира, японцы пустили в свой дом ветер свободы, который прежде, из-за политики изолированности, напоминал легкий сквозняк. В этот период, период «реставрации», европейские идеи, заключенные в теле художественных произведений, получают распространение заслугами ряда японских переводчиков. Помимо этого, под влиянием «варварской» культуры сформировывались литературные группы, участники которых одинаково успешно отражали в своих работах веяния времени, не забывая при этом отдавать дань уважения традиционной культуре. Наиболее значимым литературным объединением этого времени, члены которого были связаны общим устремлением создать «чистую» от политики литературу, является «Кэнъюся» («Общество друзей тушечницы»). Одними из ярчайших представителей «общества» по праву считаются писатели Одзаки Коё и Кода Рохан. На примере их работ слушатели лекции смогут проследить за лаконичным слиянием черт эдоской литературы и современных повествовательных жанров и форм - мастерским сочетанием традиций и новаторства
Японская литература периода Асука, второй подпериод эпохи Ямато VII–VIII вв., и периода Нара
На периоды Асука и Нара приходятся этапы формирования и закрепления национальной культурой традиции, протекающие под влиянием китайской и корейской культур, нашедших наибольшее отражение в сфере прикладного искусства. В VII-VII вв. происходит составление наиболее значимых для традиционной культуры Японии письменных памятников: «Кодзики», «Нихонсёки», начало антологии национальной поэзии «Манъёсю». На примере данных сборников, тексты которых имеют песенную форму, вы сможете проследить последовательное формирование поэтической традиции в Японии, эволюцию самобытной, но хаотичной песни в законченный стихотворный вид, обладающий собственной четкой мерностью и ритмичностью
Японская средневековая литература эпохи Камакура XII–XIV вв.
На период Камакура приходится смена правящей династии и последующие междоусобные распри, вспыхивающие между представителями знатных родов, стремящиеся захватить власть в разрываемой войной стране. В результате прихода к власти военного сословия во главе с Минамото Ёритомо и последующей смены политических и социальных ориентиров, доминирующим литературным жанром, отвечающим запросам времени, способствующим преодолению пост-хэйанского застоя, связанного с социальной дистанцированностью разных слоев населения, становится гунки - военные эпопеи. К числу наиболее значимых произведений данного жанра относятся Сёмонки («Записи о Масакадо»), Тайхэйки («Повесть о Великом мире») и Хогэн-моногатари («Сказание о годах Хогэн»). С некоторыми из них вы познакомитесь, проследив на их примере за развитием геополитической ситуации в стране
Японская литература раннего нового времени XVII — первой половины XVIII вв., период Эдо
Эдоский период в истории Японии именуется европейскими специалистами как «эпоха ренессанса» и характеризуется, в первую очередь, объединением страны и подъемом национальной «городской культуры», происходящем на широком фоне процессов социо-экономических преобразований. Этот период подарил стране обилие талантливых и плодовитых писателей. Такой небывалый до этого момента культурный подъем был обусловлен снятием табуирования с литературы как вида искусства, которым занимались лишь представители знати и духовенства. Теперь пробовать себя на литературном поприще мог каждый желающий: от деклассированных самураев, оставшихся после объединения страны и прекращения междоусобных баталий не у дел, до простых горожан, благодаря чему расширился тематический и сюжетно-смысловой спектр художественных произведений. С некоторыми из произведениями знаменитых мастеров слова вы сможете познакомиться
Японская литература первой четверти XX в.
Начало двадцатого века характеризуется в истории Японии как период наиболее значимых социальных и культурных потрясений. Несмотря на победу в русско-японской войне, «столкнувшиеся» с культурой страны-противницы японцы, по мнению их земляков-культурологов, «безоговорочно капитулировали перед её величием». Однако, помимо точечного влияние государств, общеевропейская культура, распространившаяся по Японии еще с началом процесса «реставрации», обзавелась завидными плодами. Группа японских писателей, организовавших, под воздействием творчества Л.Н. Толстого, группу «Сиракаба» («Белая береза»), занималась, помимо активной писательской деятельности, популяризацией европейского искусства, в том числе и изобразительного. Несмотря на различия во мнениях именитых критиков, среди которых отметились новеллист Нацумэ Сосэки и переводчик Тёко Иуката, хваливших или, напротив, бранивших юных просветителей за самонадеянность, это литературное объединение внесло неоценимый вклад в формирование современной культуры Японии. На примере ряда выдающихся представителей этого писательского объединения и их работ вы познакомитесь с гуманистическими идеями, противостоящими зарождающемуся в стране духу милитаризма
Автор курса
Простоквашин Николай Викторович
магистр педагогических наук, специализирующийся на культуре регионов Восточной Азии и США, младший научный сотрудник учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров МПГУ.
Япония – удивительная и во многом неповторимая страна, обладающая богатой историей и не менее богатой культурой. В лоне литературы, как одного из культурных элементов, любой неравнодушный читатель сможет найти притягательные для него черты, способные увлечь в длительное путешествие и познакомить с такими непохожими на нас с вами, но кажущимися столь знакомыми людьми – выдающимися авторами, открывающими миру, лежащему за грядой окруживших их родину вод, новые грани человеческой мысли.
Вместе с этими занятиями посещают
Выберете себе занятие по душе
Курсы лекций по русской и восточной литературе
Код группы G-02047523
Русская литература - четверг 11.00-12.00
Японская литература - среда 17.00-18.00
Русская литература - четверг 11.00-12.00
Японская литература - среда 17.00-18.00
Оставьте заявку, и мы организуем Ваше зачисление в группу.
8(495)669-39-91
Заявка на приглашение